Из года в год граждане России платят всё более высокие налоги, покупают товары по всё более высоким ценам, оплачивают постоянно дорожающие услуги ЖКХ. И при этом получают всё меньшую долю от «общего пирога», именуемого бюджетом.
Это происходит из-за того, что на параметры бюджета Курской области по доходам и расходам во многом влияет федеральный бюджет, нормы Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, экономическая политика, проводимая на федеральном уровне.
На 2019 год доходы областного бюджета предусмотрены в сумме 49 млрд 929 млн рублей, что ниже доходов ожидаемого исполнения областного бюджета на 2018 год на 4 млрд 150 млн рублей, или на 7,7% (54,079,667,777 рублей).
Расходы областного бюджета в 2019 году предусмотрены в сумме 49 млрд 929 млн рублей. По отношению к ожидаемому исполнению областного бюджета за 2018 год назначения уменьшены на 5,717,150,449 рублей, или на 10,3 %.
Аргументы о том, что безвозмездные поступления в настоящее время полностью не распределены на федеральном уровне и будут уточняться в течение финансового года, правомерны. Поэтому корректнее будет сравнение запланированных доходов на 2019 год с доходами бюджета 2018 года, утвержденными в начале декабря 2017 года во втором чтении.
Но и здесь результаты сравнения не в пользу бюджета будущего 2019 года.
На 2019 год доходы областного бюджета ниже первоначально запланированных на 2018 год на 2 млрд 435 млн рублей, или на 4,7%. Расходы областного бюджета в 2019 году чуть выше первоначально запланированных на 2018 год на 618,7 млн рублей, или на 1,3%. Но с учетом 4% инфляции фактически ниже.
В чем же причина? Где отставание?
Мы видим, что налоговые и неналоговые доходы — те, которые зависят от экономики области, увеличиваются и по отношению к ожидаемому исполнению областного бюджета за 2018 год, и к первоначально запланированным доходам на 2018 год. Рост составляет 102,8% и 109,7% соответственно.
А вот безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют 9 млрд 765 млн рублей, что на 2 млрд 923 млн рублей, или на 23%, меньше по сравнению с первоначально запланированными доходами на 2018 год, и на 5 млрд 263 млн рублей, или на 35%, меньше ожидаемых доходов.
То есть доходная часть областного бюджета, а, следовательно, и расходная часть снижаются за счет сокращения поступлений из федерального бюджета.
Федеральный бюджет принят в первом чтении. И на 2019 год запланирован профицит бюджета, или превышение доходов над расходами почти на 2 триллиона рублей. Делается он, по мнению экспертов, искусственно. Просто занижаются расходы, а сумма превышения доходов над расходами считается профицитом, изымается из бюджета и отправляется в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
ФНБ к концу следующего года должен достигнуть максимального объема за всю историю своего существования, его объемы будут расти благодаря жесткому бюджетному правилу, которое было принято в 2017 году (в бюджет зачисляются нефтегазовые доходы с суммы 40 долларов за баррель, все остальное уходит в ФНБ). Минфин планирует увеличение средств ФНБ:
в 2019 году — до 7,8 трлн рублей;
в 2020 году — до 11,37 трлн рублей;
в 2021 году — до 14,18 трлн рублей.
Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств ФНБ за рубежом. А у нас в области не хватает средств на необходимое.
Депутаты Государственной Думы от Курской области должны найти способы привлечь средства в регион из федерального бюджета.
Кстати, в прошлом году доходы ко второму чтению по сравнению с первым возросли на 6 млрд рублей, или на 13,9%, расходы увеличились почти на 6 млрд рублей, или на 12,6%.
Сегодня мы считаем, что представленный проект бюджета на 2019 год не решает назревшие социально-экономические проблемы области и муниципальных образований.
В этих условиях фракция КПРФ будет голосовать против внесенного проекта бюджета.
Руководитель фракции КПРФ А.Н. Анпилов.