Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Этот законопроект фракция КПРФ поддерживать не будет»

Проект Закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» внесли на рассмотрение председатель комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству «единоросс»  Андрей Клишас и депутат Государственной Думы Павел Крашенинников. Авторы проекта считают, что этот закон сделает жизнь людей на местах  лучше, счастливее хотя бы уже тем, что предусматривает в системе публичной власти упразднение муниципалитетов низшего уровня – сельских и городских поселений.

Как уже отмечалось, к 2028 году они будут объединены в более крупные муниципальные  и городские округа.

Необходимость в доработке закона о № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» постоянно подчеркивается и экспертами, и исполнителями, и гражданами. В имеющейся редакции закона немало противоречий, особенно в вопросах распределения полномочий между уровнями власти.

Сегодня отмечаются многочисленные проблемы, мешающие муниципальной власти работать по-настоящему эффективно. Прежде всего, это хроническое недофинансирование (но это, скорее, вопрос перераспределения доходной части), кадровые проблемы, отсутствие компетенции и т.п.

Решает ли представленный законопроект указанные проблемы местного самоуправления? На наш взгляд, нет. Как раз наоборот: с принятием этого закона проблемы только усугубятся.

В сфере прав и свобод граждан не предусмотрена правотворческая инициатива граждан. Фактически у людей отнимают право на встречи с депутатом. Встречи депутатов с населением разрешены, но теперь их предлагают регламентировать законом о митингах. Почему? На самом деле люди на сходах обсуждают свои, местные, бытовые проблемы, а инициаторам законопроекта кругом мерещатся протесты.

Предусмотренные законопроектом формы прямого участия жителей в принятии решений не несут никаких обязательств для власти, т.е. решения, принятые на публичных слушаниях, при опросе или на собрании граждан, не обязательны для исполнения.

Кроме того, в связи с ликвидацией поселковых представительных органов власти «высвободится» несколько тысяч местных депутатов — активистов, которые потеряют возможность непосредственно влиять на решения по управлению территорией. По сути, единственной возможностью влиять на принятие решений для них будет ведение протестной деятельности.

Что касается организационных основ местного самоуправления, то тут важно подчеркнуть несколько аспектов:

  1. Снижается доступность государственных и муниципальных услуг, ухудшается качество управления. Меняются принципы устройства местного самоуправления. Вместо двухуровневой системы нам предлагают одноуровневую.

На сегодняшний день муниципальных образований в России около 20 тысяч. По итогам реформы останется около 3 тысяч. Таким образом ликвидируется самый близкий к населению уровень власти, что приведет к снижению доступности государственных и муниципальных услуг, снизит качество управления. Наиболее тяжелая ситуация сложится в деревнях, поселках, особо отдаленных территориях.

Кроме того, по данным Министерства юстиции, из 293 тысяч муниципальных служащих в России до 100 тысяч человек потеряют свою работу и уже не смогут переквалифицироваться, т.к. живут в маленьких населённых пунктах.

  1. Происходит огосударствление. В соответствии с новым законом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При этом главный человек в этой системе органов — руководитель, осуществляющий распорядительно-хозяйственную деятельность (мэр), в соответствии с этим же законом является государственным служащим субъекта Российской Федерации, т.е. входит в систему органов государственной власти и является прямым подчиненным высшего должностного лица региона.

Губернатор теперь официально предлагает к назначению кандидатуры мэра. Расширяется и количество оснований для снятия мэра с должности. При этом такое основание как «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» не имеет никаких пояснений.

На сегодняшний день на прямых выборах глава избирается всего в 13% муниципалитетов. При этом, по опросам общественного мнения,  за всенародные выборы главы выступает 80% населения. Мы видим явное желание чиновников,  читай, «Единой России», все контролировать.

У депутатов нет возможности давать оценку работе местной администрации, отдельным её чиновникам, работникам муниципальных предприятий. При попытке дать её мэрия ссылается на то, что такая возможность не прописана в законе.

Граждане всё меньше влияют на принятие решений. Например, согласно действующему законодательству, для закрытия или реорганизации социальных учреждений (школы, детского сада, больницы) нужно решение депутатов поселения, т.е. решение принимают те люди, которые живут на этой территории. Предлагаемый же законопроект отдает все эти вопросы на откуп районным депутатам, которые, в большинстве своем, обычно живут в районных центрах и к проблемам поселков и деревень не имеют прямого отношения.

Не учтены особенности некоторых территорий, например, наукоградов.

Что касается экономических основ местного самоуправления, то это:

— перекладывание расходов на самих жителей. Скорее всего, устройство власти в деревнях и поселках будет осуществляться посредством территориального общественного самоуправления (ТОС). Однако основная форма финансирования деятельности ТОС — возмездный договор с самими жителями, т.е. финансирование будет осуществляться за счет самих жителей, а не за счет бюджета;

— уровень дотационности местных бюджетов в среднем составляет 70-80 %. Так произошло потому, что бюджетным кодексом и региональными законами местное самоуправление практически лишено собственной финансовой основы для решения местных вопросов. И предлагаемый закон не решает этого вопроса.

Кроме того, в законе мы видим и очевидные юридико-технические дефекты, которые в целом говорят о некачественном подходе к подготовке важнейшего отраслевого закона. Так, например, в п. 18 ст. 22 говорится, что при наличии в структуре администрации территориальных органов администрация формируется в виде коллегиального органа. Что это такое, закон пояснений не дает. При этом п. 2 этой же статьи говорит нам, что «местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия».

Или, например, депутат, избранный главой муниципального образования, лишается статуса депутата. Кто будет представлять жителей округа, где избирался этот депутат, не прописано. При этом в Законе нет такого основания для лишения полномочий депутата как избрание главой муниципального образования.

В истории современной России с 1995 по 2003 годы уже действовала одноуровневая система муниципальной власти. Если посмотреть практику регионов того времени, то мы увидим, что районные администрации создавали в поселениях свои структурные подразделения. Если это будет происходить сейчас, то в чем вообще смысл реформы?!

Этот закон фактически уничтожает местное самоуправление, превращая его в низовой уровень государственной власти, выхолащивает саму суть коллективистского начала общины. Современная российская власть в лице «Единой России» не доверяет своему народу решать даже самые элементарные местные вопросы, предпочитая все держать в своих руках. На наш взгляд это приведет, и уже приводит, к накапливанию в том числе и бытовых проблем, поскольку государственные чиновники на местном уровне будут принимать решения, исходя из желаний и указаний вышестоящих чиновников (мэр напрямую подчиняется главе региона), а не жителей конкретного населенного пункта. Это означает рост напряженности по тем вопросам, которые находятся в ведении муниципалитетов: ЖКХ, благоустройство, градостроительство, утилизация мусора…

Ситуации подобные Шиесу в Архангельской области, Куштау в Башкирии будут только усугубляться. Кроме того, в поселковые депутаты шли местные гражданские активисты, которые имели реальную возможность повлиять на принятие решений. Теперь же десятки тысяч активистов, осуществлявших деятельность по защите интересов своего поселения, будут вытеснены из конструктивного поля на протестную площадку. Иначе как проведением публичного массового мероприятия привлечь внимание власти к проблеме будет уже невозможно.

Мы видим, что вместо сбалансированного и прогнозируемого нормотворчества нам хотят навязать вредный закон, не способствующий стабильному развитию территорий.

После принятия этого закона уже не стоит ждать самостоятельных управленцев среди мэров городов, при всех обстоятельствах отстаивающих интересы жителей. На смену им придут деятели, которые будут просто подчиняться.

Считаю, что после принятия этого закона можно будет из слова «самоуправление» убрать «само», т.к. это будет уже местное государственное управление.

Фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект.

Поделитесь в соц.сетях
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии