В самом сердце Курска, в Первомайском парке стоит величественный бронзовый бюст. Это память о дважды герое Советского Союза, заслуженном военном летчике, герое соловьиного края Андрее Егоровиче Боровых. Бюст был открыт в торжественной обстановке на митинге трудящихся города 16 сентября 1948 года в знак выдающихся заслуг перед Родиной. В тот теплый и солнечней осенний день на нем присутствовал и сам Андрей Егорович. Это не единственная память. В августе 2017 года школе (средняя школа №9), где учился сам Андрей Егорович, было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Андрея Боровых.
28 ноября 1991г. одной из новых улиц Северо-Западного микрорайона г. Курска было присвоено имя Боровых.
Но самая крепкая, нерушимая, неугасаемая память хранится в сердцах курян.
Сегодня, 30 октября — 100 лет со дня рождения Андрея Егоровича Боровых.
Как и сегодня, родственники ежегодно собираются в эту дату у памятника для почтениях памяти героя и возложения цветов.
В этом материале хочется показать, насколько близок к нам Андрей Егорович, каким было его детство, где гулял и чем занимался будущий герой, каким был его характер и основные черты. Он был не «где-то там давно и высоко в небе», а ходил по Курской земле, учился в школе-семилетке в Казацкой Слободе. Ведь так мало пишут о масштабе личности Андрея Егоровича, упоминая только военные годы, подвиги и количество сбитых вражеских самолётов.
По материалам книги Юрия Дегтярёва «Казачий след».
Боровых родился в Курске 30 октября 1921 года.
Его корни находятся на 2-й Трубаровке Восьмого Лога слободы Казацкой — в 1940 г. официально: «ул. 2-я Трубаровка, дом 5». В наше время это самая северная окраина, закоулок ул. Нижней Казацкой г. Курска. В 30-е годы прошлого века это была территория колхоза «Мирный труд» Стрелецкого района Курской области. До совсем недавнего времени в сотне метров от улицы начинались сады и поля учебного хозяйства Курского СХА (СХИ).
Андрей Егорович с честью прошёл жизненный путь от ученика шофёра, курсанта Курского аэроклуба — до генерал-полковника, командующего авиацией ПВО всей страны.
Отец, Егор Григорьевич Боровых, 1895 г. рождения, был великим тружеником, работал грузчиком в Курске, с середины 30-х годов разнорабочим в военном городке, который находился в районе «Дальних парков».
Мать Андрея Егоровича Боровых — Анна Семёновна в девичестве Халеева, 1898 г. рождения, взята в замужество из деревни Гремячка.
Детство А. Е. Боровых было крестьянским, босоногим. С дошкольного возраста он работал в огороде, пас коров в Сухом лесу (лог Сухой), Знаменской роще, в районе современного посёлка Косиново, носил от речки Кур с Понизовского колодца воду, выполнял другие хозяйственные работы. Труд был каторжный, все работы выполнялись вручную.
Но с раннего детства у Андрея Егоровича была мечта, связанная с небом, самолетами и высокими полетами.
Сам Андрей Егорович рассказывал: «Как-то я выбежал на улицу и, увидев высоко в небе серебряный крестик, сразу догадался, что это самолёт. А ведь управляет этой сказочной машиной человек! – подумал я – Значит и мне можно стать лётчиком».
Андрей Егорович был смелым, бесстрашным, рисковым с детства: он часто взбирался на самое высокое дерево и, рискуя сорваться, раскачивался на гибкой изогнутой ветке. Ему очень хотелось пережить ощущение, хотя бы отдалённо напоминающее полёт.
Будущий герой проводил уличные «тренировки»: перед родительским домом, у самого края лога, росли две огромные черёмухи. В короткие промежутки «свободного» от хозяйственных дел времени и втайне от родительских глаз юный герой привязывал к вершинам этих деревьев длинную верёвку и по ней молнией скатывался вниз на дно оврага. Высота, скорость и манёвр притягивали, захватывали его сознание и душу с раннего детства.
В 1936 г. Открылся Курский аэроклуб, здание которого было на углу улиц Красной Армии и А. Невского. Аэроклуб готовил курсантов парашютистов, пилотов, пилотов-планеристов для Красной армии. Аэродром Западный (Северный) размещался на бывших казацких полях, в районе современного «курского политеха». Юный герой был тогда в 6 классе.
С малых лет Андрей Егорович отличался крепостью телосложения, решительностью и твёрдостью характера. В среде уличных сверстников обидчикам «спуску не давал», всегда мог постоять за себя и за других. Бывало, активно участвовал в «проказах» детворы, был их затейником, за что сурово наказывался отцом. Герои редко взрастают из числа робких тихоней, отвергающих риск и боевой напор.
Анна Семёновна, мама, заметив стремление сына к технике, уговорила жившего неподалёку шофёра взять её сына в ученики. Андрей оказался сметливым, хватким парнем и довольно быстро освоил автомобильное дело. С 1937 г. по 1940 г. он работал учеником шофёра и шофёром в Курске на халвичной фабрике, и одновременно со второй половины 1937 г. учится в школе планерной станции созданной при курском аэроклубе.
Андрей Егорович пришёл к начальнику станции и уверенно произнёс: — Я тоже хочу летать. Начальник, опытный лётчик-инструктор, в крепком, плечистом подростке разглядел будущего лётчика. В 1938 г. после окончания планерной школы А. Е. Боровых начал осваивать учебный самолёт У-2.
На фабрике его принимают в комсомол.
Осенью 1939 г. курсант А. Е. Боровых стал выпускником четвёртого предвоенного выпуска Курского аэроклуба.
Весной 1940 г. А. Е. Боровых призывают в ряды Рабоче- Крестьянской Красной Армии. Военкомат, с учётом аттестата и рекомендации Курского аэроклуба, направляет его для прохождения службы и дальнейшего обучения в Чугуевское военное авиационное училище.
Курсанты ночевали летом в палатках, осенью в свободных помещениях церкви, где хранилось зерно. Питались в столовой. Жили дружно и курсанты, и командиры… Летали с полевого аэродрома у села Граково в 40 км от Чугуева.
В этот период Андрей Егорович не забывает родительскую семью в Курске, помогает чем может. Из Чугуевского училища присылал матери деньги, по его «аттестату» она покупала продукты в военторге на ул. Кирова.
В 1941 г. А. Е. Боровых успешно оканчивает авиашколу, и его оставляют в училище инструктором. Двадцатилетний Андрей Боровых поднимал в небо на учебно-тренировочных самолетах будущих летчиков- истребителей, учил их летать.
15 сентября Боровых совершил последние полёты с курсантами, а 16 сентября 1941 г. авиашкола получила приказ перебазироваться в Южно-Казахстанскую область.
В ноябре — декабре 1941 Андрея Боровых зачислили в 728-го истребительный авиационный полк (728 ИАП) в г. Чимкент Казахской ССР (Среднеазиатский военный округ)
20 декабря авиаполк отправляют в действующую армию, и 31 декабря 1941 г. он прибывает на Калининский фронт. В январе 1941 г. с аэродрома п. Жары младший лейтенант Боровых вылетел на первое боевое задание — прикрытие своих войск. Именно отсюда начинается его боевой путь.
Командование авиаполка отмечало, что тов. Боровых сражается «мужественно, не зная страха» и «навязывает бой численно превосходящему противнику…».
К концу 1942 г. А. Е. Боровых был награждён двумя орденами «Красного Знамени».
«Врага надо бить, а не считать» — закон боевой жизни Андрея Боровых.
В марте 1943 г. 728-й ИАП был отправлен на переформирование, а затем с 1 апреля в резерв Ставки ВГК. Мл. лейтенанты Боровых, Баранов и некоторые другие пилоты были переведены в 157-й истребительный авиаполк 16-й воздушной армии.
В мае — июне 1943 г. Андрей Егорович участвовал в воздушных схватках при отражении многочисленных налётов фашистов на г. Курск, районные центры и ЖД узлы Курской области.
Именно в воздушном бою над родной курской землёй был сбит самолёт лейтенанта Боровых, и именно здесь он получил первое и единственное за всю войну ранение («лёгкое ранение в левую ногу»). В тот день 31 мая 1943 г. в воздушном бою в паре со своим ведомым ст. сержантом Редькиным против двух пар ФВ-190 лейтенант Боровых умелым манёвром атаковал одного истребителя противника, который горящим врезался в землю в районе ст. Поныри, но и его самолёт в этом бою был подбит.
В период Курской битвы А. Е. Боровых был принят в члены ВКПб, за воинские подвиги награждён третьим орденом «Красного Знамени», а на второй день после завершения битвы «за безграничную преданность Родине, за проявленную храбрость, мужество и отвагу» ему было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда».
К началу 1945 г. А. Е. Боровых капитан, командир эскадрильи, ведёт воздушные бои уже в небе над Польшей и Германией.
23 февраля 1945 г. «за образцы мужества, отваги, и геройства, проявленные в борьбе с врагами нашей Родины» был награждён второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. (Золотая Звезда № 2/62).
В последние месяцы войны Андрею Егоровичу присваивается очередное звание майор, и он назначается на должность заместителя командира авиаполка по строевой части (1-й заместитель).
Теперь уже как опытный лётчик и командир он водит в бой «сталинских соколов» уничтожать фашистов в воздухе и на земле. «Со дня последнего награждения (23.02.1945 г.) произвёл 22 боевых вылета на прикрытие штурмовиков и разведчиков. В ходе прикрытия штурмовиков на берлинском направлении и в боях за г. Берлин
провёл три воздушных боя в одном из которых с превосходящими силами противника лично сбил вражеского истребителя ФВ-190.
В первые послевоенные годы А. Е. Боровых командует авиационным полком. С появлением в авиации новой реактивной техники, переучивается, осваивает её и летает на новых типах боевых самолётов. Служебная военная карьера Андрея Егоровича быстро «идёт в гору». Он учится и успешно оканчивает Военно-воздушную академию (1951 г.), Военную академию Генерального штаба (1957 г.). С 1958 г. на командных должностях в Московском, Дальневосточном, Киевском военных округах ПВО.
В 1969 — 1977 гг. был командующим авиацией ПВО СССР. На этой должности он стал преемником генерал-лейтенанта А. Л. Кадомцева.
Андрей Егорович пользовался большим доверием Главкома ПВО Маршала Советского Союза П. Ф. Батицкого.
С 1977 г. до выхода в отставку служит в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Автор научных статей и книг Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР.
Андрей Егорович Боровых умер 7 ноября 1989 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 11 ноября 1989 г. Закрытый гроб был выставлен для прощания «в штабе ПВО», поминальная трапеза после похорон происходила там же. На кладбище гроб везли на машине в сопровождении милицейского эскорта. Перед погребением на непродолжительном митинге выступил представитель Министерства обороны СССР. Из Курска на похороны приезжали и провожали покойного «в последний путь» родные.
Всего за годы войны Андрей Егорович совершил более 470 боевых вылетов, провёл свыше 130 воздушных боёв, сбил лично 32 и в группе 14 вражеских самолётов.
Эта история про путь человека от простого, окрылённого мечтой о небе парня из курской слободы Казацкой — до воздушного асса, дважды Героя Советского Союза, государственного и общественного деятеля страны. Упорство, талант и отвага его удивительны, достойны благодарной памяти, национальной гордости и деятельного подражания.
Знайте, куряне, своих героев и гордитесь ими!
Ирина Немировская.