Почему фракция КПРФ в областной Думе голосует против предлагаемых проектов областного бюджета?
Нас часто упрекает руководство областной Думы в том, что депутаты фракции КПРФ голосуют против проектов областных бюджетов на очередной год, а значит, против интересов врачей, учителей, соцработников. Конечно, это не так.
Бюджет – это концентрированное выражение проводимой властью социально-экономической политики. Прежде всего, безусловно, это относится
к федеральному бюджету, вносимому Правительством РФ и принимаемому Государственной Думой.
Параметры бюджета Курской области по доходам и расходам во многом зависят от федерального бюджета, норм Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, других федеральных законодательных актов, прогнозов социально-экономического развития региона.
В случае, если в предлагаемых для первого чтения проектах бюджета происходит сокращение расходов на развитие экономики и социальную сферу, фракция консолидировано голосует против. В обязательствах перед гражданами России, принятых на II Всероссийском съезде депутатов-коммунистов и сторонников КПРФ, содержится положение о недопустимости поддержки проектов бюджетов, снижающих уровень развития экономики и социальной поддержки граждан. Это решение съезда обязательно для исполнения фракциями КПРФ.
Бюджет – это не просто цифры. Это человеческие судьбы, это наше будущее! При рассмотрении бюджета мы всегда исходим из того, что это средства, за счёт которых будут реализовываться государственные и муниципальные программы, исполнение наказов избирателей, развитие здравоохранения и образования, поддержка предпринимательства, гарантированное обеспечение социальных выплат и пособий, решение проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, экологии и безопасности.
Рассмотрим проблему на примере принятия бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. В представленном проекте областного бюджета запланированный объем доходов на 2023 год — 76 млрд 005 млн рублей; на 2024 год – 76 млрд 806 млн рублей, на 2025 год – 71 млрд 575 млн рублей.
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 2023 год планировался в сумме 15 млрд 814 млн рублей, что на 12,3 млрд рублей, или на 43,7%, оказалось ниже действующего бюджета 2022 года; на 2024 год – в сумме 12,4 млрд рублей, на 2025 год – в сумме 5,3 млрд рублей.
Расходы в 2023 году должны были составить 85 млрд 445 млн рублей, в 2024 и 2025 годах— 82 млрд 878 млн и 76 млрд 637 млн рублей соответственно.
Дефицит бюджета в 2023 году планировался в объеме 9,4 млрд рублей; в 2024 – 6 млрд; в 2025 – 5 млрд рублей.
В соответствии с законопроектом предлагалось сократить расходы на экономику (-12,6%), охрану окружающей среды (-80,1%), социальную политику (-17%), физкультуру и спорт (-54,6%), ЖКХ (-55,6%) по сравнению с действующим бюджетом 2022 года (в последней редакции). Депутаты-коммунисты принципиально не могли согласиться с такими сокращениями.
Нельзя было признать достаточным и увеличение расходов на образование (+2,1 %) и здравоохранение (+5,7 %) по сравнению с действующим бюджетом
2022 года (в последней редакции). Инфляция попросту «съела» бы это увеличение.
Если добавить к этому безудержный, дикий рост цен, который опережает рост зарплат, пенсий и социальных пособий, то ситуация выглядела не просто тревожной, а по-настоящему критической.
КПРФ выступила с программой «Двадцать неотложных мер для преображения России». В ней четко прописан план увеличения бюджета Росси на 20 триллионов рублей за счет национализации ключевых сфер экономики и банковской системы, восстановления государственного планирования, обеспечения продовольственной безопасности и защиты интересов отечественного Агропрома, прекращения вывоза финансовых ресурсов за рубеж, удвоения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, возвращения к прежнему возрасту выхода на пенсию.
Руководствуясь программными установками, фракция проголосовала против представленного проекта бюджета в первом чтении.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.Н. Иванов ещё 3 февраля текущего года внес в Курскую областную Думу проект постановления Курской областной Думы
«Об обращении к губернатору Курской области Р.В. Старовойту по вопросу внесения изменений в Постановление Правительства Курской области
от 02.12.2009 № 165 «О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных комитету образования и науки Курской области» в части повышения минимального должностного оклада (ставки) для начинающего специалиста».
В соответствии с данным проектом предлагалось в рамках мероприятий, проводимых в 2023 году согласно Указу Президента Российской Федерации и посвященных Году педагога и наставника, в целях признания особого статуса педагогических работников рассмотреть возможность повышения минимальных размеров должностных окладов (ставок) заработной платы педагогических работников по профессиональным квалификационным группам.
В нашем регионе на тот момент минимальный должностной оклад (ставка) для начинающего (молодого) специалиста был рекомендован на уровне
9668 рублей.
В результате проведенной совместной работы с органами исполнительной власти Курской области по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников, в соответствии с постановлением Правительства Курской области от 08.06.2023 № 621-пп с 1 сентября 2023 года размеры должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников увеличены на 5,5%. Однако по-прежнему остро стоит вопрос о привлечении в школу молодых специалистов, так как размер должностного оклада, увеличенный на 5,5%, абсолютно не отвечает сегодняшним жизненным реалиям. И нам предстоит добиваться поэтапного повышения заработной платы педагогов до уровня средней заработной платы по региону.
При подготовке законопроекта ко второму чтению депутаты фракции обратились к губернатору Курской области Р.В. Старовойту с предложением
об увеличении средств на раздел «Здравоохранение» в целом и по отдельным статьям данного раздела в условиях наметившегося роста собственных доходов. В частности, речь шла о выделении средств на капитальный ремонт ОБУЗ «Курская клиническая психиатрическая больница», ОБУЗ «Курская областная многопрофильная клиническая больница», ОБУЗ «Областной перинатальный центр». Исполнительная власть отреагировала на предложение и во многом пошла навстречу.
Ко второму чтению проект бюджета был скорректирован в сторону увеличения расходов на социально значимые направления развития региона. Общий объем доходов бюджета на 2023 год предлагалось утвердить в размере 82, 73 млрд рублей, расходов – 92 млрд рублей, дефицита — 9,27 млрд рублей, или чуть более 10% от расходов. Фракция поддержала увеличение расходов на статьи «Здравоохранение» и «Образование», но никак не могла поддержать сокращение расходов на социальные нужды.
Таким образом, мы не просто голосуем против, а добиваемся решения поставленных задач, взаимодействуя с депутатами других политических партий, с органами исполнительной власти.
При принятии областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов нам предстоит побороться за сохранение его социальной направленности, не допустить снижения расходов на социально-культурную сферу, реализацию инфраструктурных проектов, технологическое развитие региона, безопасность населения.
А.Н. АНПИЛОВ, руководитель фракции КПРФ в Курской областной Думе.